Качество
профориентации школьников
Эксперты платформ «Билет в будущее» и «Профилум» провели масштабное исследование и выяснили, что почти каждый второй старшеклассник не понимает, как стать специалистом в выбранной сфере.
Что хотели узнать?
  • Какими способами школьники узнают информацию и каким источникам доверяют больше.
  • Какие сложности возникают у учеников на разных этапах формирования своего карьерного пути.
  • Как обстоят дела с карьерной грамотностью у молодежи, которая готовится вскоре пополнить ряды абитуриентов.
  • Какие наиболее частые и типичные ошибки допускают ученики при выборе карьерного пути.
  • Что нужно изменить, чтобы лучше и эффективнее помогать школьникам в выборе будущей профессии.
Как проходило исследование
  • Время проведения исследования
    январь 2021 — декабрь 2022 года
  • Возраст участников
    от 12 до 18 лет
  • Количество участников
    • анализ пользовательского выбора — 615 335 человек
    • профориентационная диагностика — 24 000 учащихся
    • карьерная определенность — 20 267 человек
  • Авторы исследования
    методисты и эксперты (психологи, профориентологи, специалисты в области образования и карьеры) платформы «Билет в будущее»
  • Формат
    Добровольный, анонимный, открытый. Результат объективный, подсчет алгоритмами, что исключило человеческий фактор и вероятные ошибки.
  • Методика
    тестирование, диагностика и опросы онлайн, анализ пользовательского выбора на платформе
Что было сделано в ходе исследования?
  • Проведено массовое анкетирование участников.
  • Сделан анализ пользовательского пути ученика.
  • Проведен кластерный анализ портрета участников исследования.
  • Сделана описательная статистика и корреляция результатов профориентационной диагностики у выборки из 24 тысяч учеников.
  • Проведено тестирование по комплексным методикам, включающим шкалы тестов «Моя готовность», «Как я выбираю профессию?», «Мой выбор» и «Что я выбираю?».
Подсчет результатов велся с использованием специальных алгоритмов и методик, исключающих возникновение ошибок.
Достаточно ли нынешнего уровня профориентации?
Для того чтобы понять текущую картину, исследователи «Билета в будущее» предлагали 20 тысячам школьникам оценить свою уверенность в выборе профессии. Опрос проводился в трех группах: 6-7, 8-9 и 10-11 классы.

Особенно интересны нам должны быть результаты учеников 8-9 и 10-11 классов, потому что они ближе всего к поступлению в колледж или вуз.
8-9 класс
Не лучше результат и в этой возрастной категории, хотя в этом возрасте ученики уже стоят перед сложной карьерной развилкой — пойти получать профильное образование в ссуз, начать работать или продолжить учиться, чтобы иметь возможность поступить в вуз.
10-11 класс
Это период, когда школьникам уже нужно усиленно готовиться к экзаменам в вуз. Но многие еще не выбрали, куда будут поступать. А каждый десятый даже приблизительно не знает, на специалиста из какой сферы он хочет учиться.
При этом дополнительный опрос показал, что те, кто уверен в своем выборе, сделали это под влиянием родителей или других значимых взрослых, работающих в той или иной сфере. С детства зная о профессии через рассказы близких людей и испытывая позитивные чувства к авторитетному для них человеку, такие ученики склоняются к продолжению трудовой династии.
О важности профориентационной работы
Управляющий директор Фонда гуманитарных проектов Иван Есин в своих выступлениях на форумах «Билета в будущее» неоднократно акцентировал внимание на важности развития и поддержки профориентационной работы, особенно в регионах.
Не секрет, что чем дальше от столицы, тем сильнее ощущается кадровый голод на предприятиях. Особенно если дело касается привлечения или обучения узкоспециализированных специалистов с высшим образованием.
Учитывая градообразующий статус многих таких компаний, проблема выходит на государственный уровень и повышает свою приоритетность для системы образования.

Какой должна быть система профориентации?

Иван Есин видит систему профориентации многоуровневой и объединяющей усилия не только родителей учеников и педагогов школ, СПО и ВО, но и работодателей, которые напрямую заинтересованы в появлении молодых специалистов.
И призывает выходить за рамки установленной ФГОСами нормативной базы 1 часа в неделю.

Иван Есин
Управляющий директор
Фонда гуманитарных проектов
Качественная профориентационная работа должна включать:
  • Школьные занятия
    • Беседы и деловые игры, знакомящие с современными профессиями. Особенно с теми, в которых нуждаются предприятия региона.
    • Беседы с приглашенными представителями работодателя и работниками из разных сфер.
  • Сотрудничество с вузами и колледжами
    Организованное посещение дней открытых дверей и открытых уроков технологии в ВО и СПО.
  • Сотрудничество с компаниями
    • Организованные экскурсии на предприятия.
    • Профессиональные пробы и консультации HR-отделов.
  • Дополнительное образование и внеурочную работу
    • Предпрофессиональные программы подготовки в сфере искусств, спорта и других.
    • Профильные смены в летних лагерях.
    • Организованное посещение ярмарок профессий.
  • Работу с родителями
    Проведение тематических родительских собраний, в том числе
    о профессиональном самоопределении ребенка, участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий.
Как ученики оценивают эффективность профориентационных мероприятий
В корне неверное мнение, что ученики сами должны осознавать всю важность профессионального самоопределения и поэтому прикладывать максимум усилий, чтобы заинтересоваться информацией в том виде, в котором ее дают.
Такой подход непрофессионален и перекладывает ответственность за профориентацию с образовательной системы и педагогов на детей, у которых нет для этого достаточного жизненного опыта, и их родителей.

Чтобы занятия приносили пользу, нужно уметь говорить на одном языке со школьниками и понимать, как они воспринимают мир.
Чтобы определить максимально комфортный способ знакомства школьников с профессией, эксперты «Билета в будущее» предложили на выбор опрашиваемым 16 различных вариантов.

Мы расположили их в порядке привлекательности. Рядом — число учеников, которые выбрали именно этот вариант.
Обобщая полученные данные, можно сделать вывод о наиболее значимых и интересных для школьника способов знакомства с профессиями.
ТОП-3 ответов на вопрос:
«Как ты будешь знакомиться с профессией?»
  • 32%

    Погружение в профессию

    Большая часть опрашиваемых сошлась во мнении, что лучшей формой знакомства с различными сферами труда будут те, которые можно тут же примерить на себя:

    • мастер-классы;
    • беседы с представителями профессий;
    • экскурсии на предприятия;
    • стажировки и практика.
  • 25%

    Опыт других людей

    Почти четверть опрашиваемых хочет не только своими глазами увидеть, что из себя представляет профессия, но и услышать честное мнение об этом авторитетного для них человека. Например — популярного блогера. Или почитать разные мнения в соцсетях, чтобы составить собственную картину.


    Дополнительно школьников привлекает форма подачи материала — живая, наглядная, с юмором. Чаще всего — в формате видео.

  • 24%

    Кружки и секции

    Почти четверть школьников готова посещать профильные смены в лагерях отдыха, кружки и курсы при вузах и колледжах, если это поможет им выбрать профессию

    и выстроить свой карьерный путь.

На что еще обратить внимание?
Для педагогов профориентации важно учитывать влияние мифов о выборе профессии на учеников. Ведь следование им при выстраивании своего карьерного пути приведет их рано или поздно к разочарованию в выбранной профессии.

Наиболее популярны среди учеников и их родителей мифы о том, что престижность профессий автоматически означает высокий доход или что главное – выбрать учебное заведение, а не профессию.
Сравнивая количество подверженных заблуждениям учеников в 2022 и 2021 году, исследователи пришли к выводу, что, несмотря на проводимую работу, их число пока держит планку — не меньше 40%.
Возможно, это связано с тем, что у школьников слишком много разнородной и неструктурированной информации о рынке труда, за которой теряется реальная картина.
Задача педагогов
сделать информацию более доступной и позаботиться о том, чтобы ученики получали только проверенные сведения об уровне зарплат и востребованности специалистов в отрасли.

В этом может помочь прямое сотрудничество с потенциальными работодателями и выбор проверенных источников готовых уроков профориентации.