Исследование
Качество профориентации школьников в России
как дети узнают о профессиях и каким источникам доверяют
какие профессии привлекательны для подростков, а какие — наоборот
какой процент учеников хорошо представляет свою будущую карьеру, а какой — выбирает карьерный путь, исходя из заблуждений и мифов
Как проходило исследование
Как проходило исследование
  • Возраст участников
    от 12 до 18 лет
  • Количество участников
    • анализ пользовательского выбора — 615 335 человек
    • профориентационная диагностика — 24 000 учащихся
    • карьерная определенность — 20 267 человек
  • Авторы исследования
    методисты и эксперты (психологи, профориентологи, специалисты в области образования и карьеры) платформы «Билет в будущее»
  • Формат
    Добровольный, анонимный, открытый. Результат объективный, подсчет алгоритмами, что исключило человеческий фактор и вероятные ошибки.
  • Методика
    тестирование, диагностика и опросы онлайн, анализ пользовательского выбора на платформе
  • Определились ли подростки с профессией?
Чтобы понять текущую картину, исследователи «Билета в будущее» и «Профилума» предлагали 20 тысячам школьникам оценить свою уверенность в выборе профессии.
Опрос проводился в трех группах: 6-7, 8-9 и 10-11 классы.
Что показало исследование?
  • Больше половины тех, кто после 9 класса планирует поступать в колледж, а после 11 — в вуз, настроены на долгосрочное развитие в выбранной сфере, серьезное отношение к обучению и дальнейшую работу по профессии. С возрастом и опытом повышается понимание того, что необходимо строить карьерный путь исходя из индивидуальных особенностей и потребностей.
  • Появляется большая определенность как в выборе профессии, так и в том, какой уровень образования будет достаточен для выхода на рынок труда. В 6-7 классах в полном мере это наблюдается у 24% детей. В 8-9 классе — у 26%. К 10-11 это число достигает 29%. Но по-прежнему остается очень высокий процент детей, кто сомневается или не имеет уверенности в выборе.
  • Даже в случае, если ученики переоценивают уровень своего самоопределения, необходимо принимать во внимание, что четверть и более из них считают, что уже совершили свой выбор.
  • Стоит не только продолжать внедрять специальные методы профориентации, но и обеспечить дифференцированный подход к ученикам с разной степенью профессионального самоопределения.
  • В целом, учитывая, что больше половины учащихся не только мотивированы выстраивать свою образовательную траекторию, но и имеют для этого достаточно знаний и инструментов, можно сказать, что задачи профориентации выполняются.
  • В дальнейшем стоит улучшить процесс внедрения дифференцированного подхода к разным группам учащихся для повышения итогового процента полностью уверенных в своем выборе.

«

Иван Есин
Управляющий директор
Фонда гуманитарных проектов
Постоянно анализируя результаты учеников в “Билете в будущее”, мы видим, насколько повышается уровень их осознанности в выборе профессий. Особенно показательны результаты среди тех, кто попал к нам в 6-7 классах. Ранняя профориентация помогла более 60% учеников к 10-11 классу полностью определиться, кем они хотят стать, и свободно ориентироваться в “дорожной карте” своей дальнейшей карьеры. При этом для нас очевидны и точки дальнейшего роста. Это усиление работы с мотивацией оставшихся 40% учеников. Актуализация методик с учетом полученных результатов исследований. И, конечно же, привлечение внимания школьников к ключевым отечественным отраслям, которые постоянно нуждаются в притоке свежих квалифицированных рабочих кадров.
Интересный факт
Ученые ВШЭ исследовали, кто серьезнее всего подходит к выбору профессии и, получив профильное образование, затем работает по специальности. Топ-5 выглядит так: 1. Медики — 96,6% выпускников; 2. Педагоги — 80,1%; 3. Представители сферы искусства и культуры — 79,6%.; 4. Оборона и безопасность государства — 76,3%; 5. Гуманитарные науки — 74,4%. А вот на специалистов сферы сельского хозяйства приходит учиться много случайных людей. Только 44,3% выпускников затем остаются работать в отрасли. Ссылка на исследование: «Мониторинг экономики образования» // Информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований, Выпуск № 1, 2020, НИУ ВШЭ.
  • Как подростки формируют «карьерный кругозор»?
Чтобы выяснить, как старшеклассники узнают о профессиях, эксперты исследовали выбор 615,3 тысячи учеников 6-11 классов, попросив их отметить наиболее предпочтительные из 16 различных способов получения информации о профессиях.
Обобщая полученные данные, можно объединить предпочитаемые учениками способы знакомства с профессиями в несколько групп, три из которых лидируют с большим отрывом. По отзывам самих школьников, именно они оказывают самое значительное влияние на их выбор.
  • 32%

    Погружение в профессию

    Большая часть опрашиваемых сошлась во мнении, что лучшей формой знакомства с различными сферами труда будут те, которые можно тут же примерить на себя:

    • мастер-классы;
    • беседы с представителями профессий;
    • экскурсии на предприятия;
    • стажировки и практика.
  • 25%

    Опыт других людей

    Почти четверть опрашиваемых хочет не только своими глазами увидеть, что из себя представляет профессия, но и услышать честное мнение об этом авторитетного для них человека. Например — популярного блогера. Или почитать разные мнения в соцсетях, чтобы составить собственную картину.


    Дополнительно школьников привлекает форма подачи материала — живая, наглядная, с юмором. Чаще всего — в формате видео.

  • 24%

    Кружки и секции

    Почти четверть школьников готова посещать профильные смены в лагерях отдыха, кружки и курсы при вузах и колледжах, если это поможет им выбрать профессию

    и выстроить свой карьерный путь.


«

Сергей Кравцов
Министр просвещения РФ
На сегодняшний день все ключевые программы профориентации приняты. И нам остается только реализовать их, сделать действительно интересными, интерактивными, с использованием современных компьютерных технологий.
Для старшеклассников это уже реализовано в рамках проекта «Билет в будущее». (Из выступления на Пленарном заседании съезда РСПП 16.03.2023 г.)
  • Кем хотят быть современные дети?
Эксперты «Профилума» и «Билета в будущее» проанализировали выбор профессий 196,5 тысячи учеников 6-11 классов.

Старшеклассники выбирали из 15 предложенных им после профориентационной диагностики направлений (отрасли и профессиональные среды), а затем отметили интересные профессии из дополнительного списка.
Кем хотят быть современные дети?
Выводы
  • Во всех возрастных категориях наиболее популярными оказались IT и науки об обществе: экономика, управление, юриспруденция, психология, социология, СМИ, а также сервис и туризм.
  • При этом четко выделяются возрастные особенности:
  • В 6-7 классах ученики выбирают чаще профессии, связанные с культурой и искусством.
  • В 8-11 классах ученики больше тяготеют к инженерному делу, созданию новых технологий и техническим наукам.
  • Сферы, которые требуют дополнительной популяризации и привлечения внимания детей — сферы сельского хозяйства и естественных наук.

«

Виталий Алтухов
Директор по разработке и исследованиям «Профилум»
19% опрошенных считают, что для успеха в карьере важен только диплом о высшем образовании, причем — по любой специальности, а уже с ним можно будет устроиться на любую работу. Это один из наиболее популярных мифов при выборе профессии.
Интересный факт
20 лет назад 34% старшеклассников выбирали банковский и коммерческий сектор, 15% планировали открыть собственное дело и лишь 8% хотели работать в промышленности, по данным опроса Минтруда 2003 г.
  • Какой уровень образования ученики считают достаточным?
Для ответа на этот вопрос исследователи опросили 24 258 учеников 6−11 классов. Важно учесть, что в выборке 41% опрашиваемых еще не определились с профессией.
Какой уровень образования ученики считают достаточным?
Выводы
Более 40% школьников в каждой из возрастных групп нацелены на максимально быстрое получение профессиональных знаний и навыков, которых хватит, чтобы выйти на работу. Проведя опрос более 20 тысяч подростков, эксперты отметили, что к длительному обучению заранее готовы те, кто осознанно выбрал медицину и общественные науки (11,8% от общего числа).

«

Евгений Лурье
Директор по продукту платформы профориентации «Профилум»
Уже в конце девятого класса все школьники должны принять первое решение, связанное с их будущей профессией. Часть из них пойдет учиться в 10 класс, а значит, нужно выбирать профиль — инженерный, гуманитарный, естественно-научный и т. д. Другая часть — и кстати, таких сегодня больше половины — пойдут в техникум или колледж. Получается, уже в конце девятого класса детям нужно принять фундаментальное решение — к чему лежит душа и чем хотелось бы заниматься дальше в жизни.

Но, честно говоря, судя по опыту, для большинства ребят эта тема очень абстрактна. Только представьте: по данным исследований, 15-летние подростки знают от силы десять профессий. Десять! Это вообще ничего. Скорее всего, это профессии родителей, бабушек, дедушек, родителей друзей и тех, кого они чаще всего встречают в обычной жизни: учителей, водителей, продавцов, курьеров. Так что восьмой класс — самое время: к концу года дети будут уже достаточно «прогреты», информированы, и в девятом классе будет легче определиться.
Статья «Зачем школьникам ходить на занятия по карьерной грамотности» // «Российская газета» : сайт.
  • Мифы и стереотипы
В задачах профориентации стоит учитывать влияние мифов и стереотипов о карьере.о выборе профессии на учеников. Чтобы понять, насколько они влияют на выбор, специалисты изучили выборы 17 156 учеников 6-11 классов.
Какой процент школьников подвержен заблуждениям?
  • 54%

    6-7 класс

  • 41%

    8-9 класс

  • 52%

    10-11 класс

Топ-3 мифов и заблуждений
  • «Все айтишники много зарабатывают»
    Престижность профессии автоматически означает высокий доход у каждого, кто будет работать в этой сфере.
  • «С “корочками” ВШЭ тебя возьмут в любую компанию»
    Главное – выбрать учебное заведение, а не профессию.
  • «В колледжи идут одни двоечники»
    Мнение старшего поколения о том, что карьера строится только после вуза.
Мифы и стереотипы
Выводы
  • Сравнивая количество подверженных заблуждениям учеников, исследователи заметили, что, несмотря на активную работу по профориентированию, их число стабильно не падает ниже 40%. При этом больше всего заблуждающихся в 6-7 и 10-11 классах.
  • Скорее всего, это связано с тем, что только знакомясь с миром профессий, ученики 6-7 классов еще смутно представляют себе как траектории образования, так и ценность его для карьеры. К 10-11 же классу, когда остро встает вопрос о будущем, школьники погружаются в большой объем разнородной и неструктурированной информации, ложную часть которой не могут отсеять из-за небольшого жизненного опыта или авторитетности для ученика того, кто транслирует это мнение (родители, блогеры, друзья).
  • Поэтому задача педагогов — позаботиться о том, чтобы ученики получали достаточное количество интересующих их проверенных сведений о рынке труда. В этом им может помочь прямое сотрудничество с потенциальными работодателями и выбор проверенных источников готовых уроков профориентации.

«

Алексей Серебряков
Президент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Мы регулярно проводим опросы родителей, с которыми работаем, и видим, что за последние двадцать лет в родительском сознании немногое изменилось. Считается, что есть профессии (те же экономисты и юристы), которые дадут их обладателю «гарантированный статус», «автоматически» обеспечат его благосостояние.

Второй момент – сохраняющаяся у многих родителей ориентация исключительно на высшее образование. По их мнению, в колледжи идут только те, кто ничего особого от жизни не ждет… Третья родительская ошибка – чисто психологическая. Очень многие родители участвуют в процессе выбора профессии своими детьми потому, что в их собственных глазах это подтверждает их собственный родительский статус. Если ты помог выбрать своему ребенку статусную профессию – значит, ты «хороший», «состоявшийся» родитель. Эта тенденция, к сожалению, до сих пор остается неизменной.
Интересный факт
Зарубежные школьники не меньше русских подвержены мифам о выборе профессии. Вот наиболее популярные из них по мнению Карьерного центра CareerProfiles (США, штат Юта):
  1. Существует только одна идеально подходящая для меня профессия. И если мне нравится сразу несколько разных направлений, значит я недостаточно серьезно подхожу к выбору дела всей моей будущей жизни.
  2. Выбранная мной в школе профессия должна сопровождать меня всю оставшуюся жизнь. Если я ее когда-нибудь сменю, значит, все потраченные на нее годы сгорят впустую и это будет мой карьерный провал.
  3. Не важно, что мне нравится делать и какие сферы привлекают, чтобы было легко работать, нужно выбирать профессию по предметам, которые мне легче всего даются в школе.
Рекомендации по итогам исследования

«
Для лучшего результата система профориентации должна быть ранней, многоуровневой и объединяющей усилия не только родителей учеников и педагогов школ, СПО и ВО, но и работодателей, которые напрямую заинтересованы в появлении молодых специалистов. А также не бояться выходить за рамки профминимума. Начинать профориентационную работу не с 6-7 классов, а раньше.

Иван Есин
Управляющий директор
Фонда гуманитарных проектов

»
Качественная профориентационная работа должна включать:
  • Школьные занятия
    • Как можно более раннюю диагностику способностей и помощь ученикам в формировании индивидуальных треков профессионального развития. Оптимально — с 6-7 классов.
    • Беседы и деловые игры, знакомящие с современными профессиями. Особенно с теми, в которых нуждаются предприятия региона.
    • Беседы с приглашенными представителями работодателя и работниками из разных сфер.
  • Сотрудничество с вузами и колледжами
    Организованное посещение дней открытых дверей и открытых уроков технологии в ВО и СПО.
  • Сотрудничество с компаниями
    • Организованные экскурсии на предприятия.
    • Профессиональные пробы и консультации HR-отделов.
  • Дополнительное образование и внеурочную работу
    • Предпрофессиональные программы подготовки в сфере искусств, спорта и других.
    • Профильные смены в летних лагерях.
    • Организованное посещение ярмарок профессий.
  • Работу с родителями
    Проведение тематических родительских собраний, в том числе
    о профессиональном самоопределении ребенка, участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий.

© Билет в будущее

© Профилум


Электронная онлайн-платформа BVBINFO.RU зарегистрирована оператором Проекта — Фондом Гуманитарных Проектов, утвержденным поручением Президента Российской Федерации Пр-2182 от 20.12.2020 года, приказом Минпросвещения России № 262 от 20.05.2021 года, постановлением Правительства Российской Федерации №389 от 16.03.2021 года (ред. от 13.08.2021 года).

© Фонд Гуманитарных Проектов, 2022


Контакт для СМИ: press@bvbinfo.ru | По техническим вопросам: support@bvbinfo.ru | Для партнеров: partner@bvbinfo.ru